Command & Conquer (в пер. с англ. — «командуй и завоёвывай») — серия компьютерных игр, разрабатывавшаяся компанией Westwood Studios (1984—2003), которая была поглощена корпорацией Electronic Arts в 1998. В 2003 EA ликвидировала Westwood и включила её в состав дочерней компании EA Los Angeles, которая в настоящее время занимается разработкой игр под маркой Command & Conquer. Лишь один сотрудник бывшей Westwood Studios остался в EA, это Льюис Кастл (со-основатель Westwood Studios), а большая часть, не пожелав переезжать в Лос-Анджелес, осталась в Лас-Вегасе и после того как покинула компанию EA и основала собственную студию Petroglyph.
В общей сложности игры из серии Command & Conquer разошлись по всему миру в количестве 35 миллионов копий.
Command & Conquer (Tiberian Dawn)
Первая игра из серии, Command & Conquer (также известная как Tiberian Dawn, «Рассвет Тибериума»), рассказывает о начале конфликта. На планете вспыхивает мировая война за право контролировать поля тибериума, экзотического вещества, которое обладает способностью вытягивать полезные ископаемые из земной толщи и разбрасывать их по поверхности земли в виде кристаллов, которые легко собирать и затем использовать. Тибериум получил своё название по реке Тибр, в долине которой был впервые обнаружен (версия, по которой, он был назван в честь императора Тиберия, является неверной). В то же время тибериум обладает повышенной токсичностью и мутагенностью. По-видимому, тибериум имеет внеземное происхождение и попал на Землю с метеоритным дождём. Некоторые считают, что он был специально послан инопланетянами с целью изменить облик Земли.
В то время, как GDI занимаются исследованием свойств тибериума с целью использования его в мирных целях и снижения его негативного влияние на людей и экосистемы, Nod воспринимают тибериум как символ новой эпохи. Nod разрабатывают новые виды оружия на базе тибериума, а их лидер по имени Кейн (Kane) строит планы по превращению планеты в экосистему, основанную на тибериуме. Коалиция GDI была образована государствами, стремящимися сохранить Землю в её нынешнем виде, в качестве противовеса планам Кейна по захвату мирового господства. Братство проводит несколько провокационных акций, обвиняя в этом GDI, что становится поводом для начала войны.
Тибериумная серия содержит множество библейских аллюзий. Так, имя Кейн по-английски произносится так же, как Каин, первый убийца. Каин удалился от лица Господня в землю Нод на восток от Эдема — отсюда название Nod. У Каина в первой игре есть помощник Сиф (Seth, в Библии — третий сын Адама и Евы, брат Каина), место которого позже занимает игрок. Генерал Соломон, глава GDI, носит имя иерусалимского короля Соломона, воплощения справедливости и мудрости.
Несмотря на немного примитивный геймплей (игрок действует в основном количеством, а не качеством), игра завоевала огромную популярность, став культовой, и вместе со второй столь же знаменательной игрой — Warcraft 2 — во многом определила облик стратегий реального времени на несколько лет вперёд. Во-первых, в ней впервые управление стало простым и интуитивно понятным (возможность выделять любое количество юнитов, строительство через боковую панель, не отвлекаясь от действия), а баланс сил был соблюден, несмотря на масштабные различия в вооружении сторон. А во-вторых (и, возможно, в-главных), в ней была очень хорошо проработанная атмосфера, не последнюю роль в которой сыграли качественные видеоролики и саундтрек, написанный Фрэнком Клепаки.
Command & Conquer: Tiberian Sun
В игре Tiberian Sun, «Полдень Тибериума» на сцену выходит раса людей, мутировавших под действием тибериума, которые называют себя «Забытые» (Forgotten). Мутант Умаган сообщает офицеру GDI Майклу Макнилу о том, что Nod захватили их вождя по имени Тратос. После того, как ударная группа освобождает Тратоса, он рассказывает о том, что у Nod есть артефакт, называемый Тацитус (Tacitus). Этот предмет был найден на разбившемся корабле инопланетных пришельцев.
Пакет дополнительных миссий, Firestorm, «Огненная буря», повествует о восстании разумного компьютера CABAL, разработанного учёными Nod. Его целью является приближение тибериумного будущего с помощью роботов, производимых из захваченных в плен людей.
Command & Conquer: Tiberium Wars
Действие происходит через несколько десятилетий после Tiberian Sun. Человеческая раса в опасности — тибериум распространился почти по всей планете. Осталось несколько пригодных для жизни зон, остальные зоны частично, либо полностью покрыты тибериумом. Nod ведёт себя довольно тихо, и это настораживает некоторых генералов, но успокаивает политиков. Во время съезда лидеров GDI на орбитальной станции «Филадельфия», Nod сбивает станцию ядерной ракетой и начинает массовое нападение на последние города GDI. Тогда же себя показывает возродившийся Кейн, он утверждает, что час пришествия близится, но никто в GDI его всерьёз не берёт. В разгаре Третьей Тибериумной Войны, после определённой цепочки событий, на Землю прилетает инопланетная раса Скринов и застаёт обе противоборствующие стороны врасплох.
Серия Red Alert
Игры из серии Red Alert происходят в альтернативной временной шкале, появившейся, когда Альберт Эйнштейн после серии опытов, примером которых был Филадельфийский эксперимент, в 1946 отправляется в прошлое и устраняет с политической арены Адольфа Гитлера, чтобы предотвратить Вторую мировую войну. Однако ни к чему хорошему эта затея не приводит: никем не сдерживаемый Иосиф Сталин под влиянием агентов Братства Нод, проникших в верхи КПСС и инспирировавших массовые репрессии против старых большевиков, во главе Советского Союза предпринимает массированное наступление на Европу. Таков исторический фон первой игры из серии Red Alert. Для неё были выпущены два дополнения: Counterstrike и The Aftermath. Появились новые боевые единицы, миссии, многопользовательские карты и музыкальные композиции.
Серия Red Alert задумывалась как предыстория к тиберианской серии, там даже фигурирует Кейн. Однако, после выхода Red Alert 2 связь между этими сериями стала неясной. Поклонники игры считают, что всё зависит от того, какая сторона побеждает в Red Alert. Если выигрывают Советский Союз, то продолжением следует считать Command & Conquer, если же Альянс, то Red Alert 2. Однако, эта мысль неправильна, потому что только в союзнической кампании можно увидеть связанные факты, тогда как советская победа приводит к предотвращению временной линии Command & Conquer. Кинохроника на телевизионном экране в союзнической кампании действительно намекает на формирование «Глобальной оборонной инициативы ООН». Но это только пассивная сцена, нереализованная ни в Red Alert 2, ни в продолжениях или дополнениях.
Red Alert 2 является сиквелом к Red Alert и имеет аддон Yuri’s Revenge. В Red Alert 2 Советский Союз вторгается в Соединённые Штаты, используя технологию контроля сознания для пленения вооружённых сил США и нейтрализации ядерного арсенала США. В Yuri’s Revenge советник советского премьер-министра Романова Юрий предаёт Советский Союз и предпринимает попытку получить власть над всем миром с помощью психического оружия. На этот раз вместо того, чтобы сражаться против Советов или Альянса, игрок воюет против Юрия. Для этого придётся воспользоваться Машиной Времени, чтобы вернуться к тому времени, когда Юрий ещё не был так силён. В отличие от предыдущей игры серии, Red Alert 2 не содержит никаких отсылок к тиберианской серии, вынуждая некоторых полагать, что серия Red Alert отклоняется от Tiberian Dawn.
27 октября 2008 (в России - 31 октября) вышел Red Alert 3. Советский Союз на грани распада. Вице-премьер Черденко и генерал Крюков отправляются в прошлое и убивают Альберта Эйнштейна. Вернувшись в своё время, они получают власть в СССР, и почти вся Европа захвачена советскими войсками. Но увлеченные войной непримиримые враги: СССР и Альянс не замечают на появления новой военной державы - Японии. Япония начинает широкомасштабное наступление на Советский Союз...
Westwood также выпустила диски с музыкой из игр Red Alert. Диски продаются отдельно от игры, а также поставлялись в составе коллекционных изданий игр.