Сценарий: Джозеф Маллоцци
Режиссер: Энди Микита
Приглашенные звезды: Rhona Mitra (Кива), Mike Dopud (Варро), Primo Allon (Коз), Conan Graham (Кальвос), Kirby Morrow (капитан Дэйв Клийман), Patricia Cullen (ученая Люсианского Союза), Ilan Srulovicz (член отряда Люсианского Союза), Patrick Gilmore (Дейл Волкер), Peter Kelamis (Адам Броди).
Хорошо подготовленной группе Люсианского Союза во главе командора Кивы удается пройти через врата по девятисимвольному адресу на борт Судьбы. Пытаясь захватить контроль над кораблем, они быстро занимают позицию и берут в заложники несколько членов экипажа.
Здесь на лицо краеугольная моральная дилемма социального Бытия разумных живых существ… право на игру в кости жизнями других существ (людей)… когда на весах жизнь и смерть… риск и принятие всей полноты ответственности в случае неудачи. Идея всей серии, представленная в первые 3 минуты, по-моему, гениальный ход. =) Никаких тебе тайн и игр со зрителем, правда, смотреть остальную серию становится уже не так интересно.
Признаться, начало парного эпизода откровенно шокирует. Притом не только нас, но и, что удивительно, даже Тэлфорда. Он не верит, что Янг способен его убить и уверен, что это лишь блеф, попытка сломать, выбить информацию. Поначалу всё происходящее кажется каким-то сюрреалистичным, нас заставляют поверить, что это лишь месть и полное, окончательное моральное падение Янга, логическое продолжение ситуации с подлым оставлением Раша одного на планете. В этом убеждаешься всё больше и больше, с каждой секундой происходящего. И снова эта надоедливая выскочка Рэй, как всегда, влезает в то, в чём она ничего не понимает, как обычно, строя из себя образец высокой морали и ценителя Жизни, коей, безусловно, уж она-то точно не является. В какой-то момент зритель даже готов «встать» на её сторону, ассоциируя свою внутреннюю борьбу с терзаниями Скотта, готового пойти против старшего по званию ради своих убеждений и принципов. Но сценаристы приготовили для нас сюрприз – как оказалось, «убийство» – это лишь способ обойти промывку мозгов.
Янг, убив Тэлфорда, возвращает его к жизни
Символично, что Янг сам же и вытаскивает Дэвида с Того Света. Тем самым, авторы как бы обеляют, оправдывают все последние действия Янга. Быть может, выглядит это даже слишком вычурно, грубовато, даже я бы сказал топорно, что ли, нарочито показательно, – нам как бы бросают «в лицо» идею, что Янг поступал правильно. Т.е. нас не просят задуматься, оценить, вынести свое мнение, нет, нам просто пихают определенную точку зрения. Не могу сказать, что я ей особо сопротивлялся, нет, я действительно в этой ситуации на стороне Янга, но всё же я не одобряю такое поведение (и подачу материала) создателей сериала. Видимо, эта модель «общения» с аудиторией, успешно отработанная в политике, продолжает оставаться излюбленным информационно-психологическим оружием Голливуда. Я понимаю, что сериал – это продукт, но всё же считаю, что телеаудиторию НФ стоило бы уважать несколько больше, чем среднестатистических американских домохозяек.
«Вы все в опасности. Они идут…»
Серия меняет своё лицо. Теперь главное – не мораль, а ожидание неотвратимой атаки, т.е., казалось бы, впереди нас ждёт очередной эпизод на тему выживания и грядущий боевичок в духе ЗВА и ЗВ-1. Но это вам не Это =) «Вселенная» – сериал совсем другого мироощущения, пытающийся показать всё происходящее как можно реалистичнее, без волшебного спасения в два щелчка пальцами. Философии, моральных дилемм, реализма, трагедий и драмы в ЗВВ больше, чем в любых других космических операх. И это не «мыло», а, если хотите, соль. Горькая, с привкусом боли, переживаний и страданий героев; грубоватая, словно «Атлантида», во время просмотра которой с тебя сорвали розовые очки, а с неё лоск сказочной фантастичности; комкообразная, будто экранное время каждой серии вмещает в себя с десяток разных параллельных и не очень сюжетных линий, выстроенных так, что ты неосознанно ловишь себя на мысли, что смотришь не целостную серию, а нарезку отдельно взятых мини-эпизодов (а ля кинозодов). Это, пожалуй, и фишка, и проблема «Вселенной», притом воплощенная в этом конкретном эпизоде сполна.
Вместо боя мы снова возвращается к философии. На сей раз сразу две дилеммы. Первая из них дилемма доверия Предателю. Дэвид – враг, лишь предположительно бывший, и вдруг мы ему верим, якобы не доверяем (во всяком случае, нас в этом пытается убедить Янг), а именно верим его словам и строим свои действия исходя из его слов, – и о нападении на «Судьбу», и о планете с базой Лусиан. Неужто ни у кого из КЗВ не возникло ни малейшего подозрения, что информация о планете могла оказаться как минимум, пустышкой, а, в худшем случае, и вовсе смертельной ловушкой?!
Вторая сцена-дилемма – тоже дилемма доверия, но уже доверия между солдатом и его старшим офицером (выяснение отношений между Мэттом с Янгом). Янг – красава, поставил подопечного на место, чётко, технично и быстро. Но центральная проблема конфликта в том, что сама ситуация то не исчерпана, проблема осталась, лишь временно отложена, ввиду предстоящего боя.
— Какого чёрта это было?
— Какого чёрта это было, сэр?
И тут мы возвращаемся снова к дилемме доверия № 1. Разговор Янга с Тэлфи умиляет своей абсурдностью. Один якобы полностью раскаялся, буквально за 5 секунд, а второй собственно за то же время искренне поверил в сие раскаяние. Как сказал бы Станиславский – «НЕ ВЕРЮ!», притом ни единому слову и поступку. Нет, проблема не в актёрах, ребята справляются со сценой, вполне добротно её отыгрывая, но это не спасает, ибо примитивность мысли сценариста данного акта (момента) просто поражает.
Следующая сцена (беседа Янга с Ти Джей) возвращает нас к изначальной центральной теме серии – моральной дилемме игры с жизнями людей, пусть даже эти люди – враги, которые планируют захватить корабль, уничтожив всех на его борту. Ти Джей, настоящий образчик Морали с большой буквы, отказывает Янгу в Прощении, «отпуске грехов». Она любит и ценит его, безусловно уважая, слушаясь и поддерживая его во всём, но только не в нарушении базовых принципов морали и человечности. Она уже давно его Совесть, его Честь. Рядом с ней он становится лучше, «подзаряжаясь» чувством справедливости и сочувствия к ближнему, которые зачастую просто-напросто иссякают в колодце его Души. Возможно именно её отказ в Прощении, её открытое и прямое неприятие уже сформировавшегося в его мозгу плана действий и стало ключевым при принятии им Решения, определившего развитие всех дальнейших событий. Хорошо ли это, плохо ли… Думается, исполни Янг свой замысел, погибших среди экипажа, за исключением Раша, не было бы, но чтобы делал экипаж без Раша в дальнейшем – вопрос крайне интересный. К тому же, во что после этого превратился бы Янг – тоже неясно.
Далее следует ещё одна сцена с явным моральным подтекстом – принятие правил игры Сильного. Когда твоя Жизнь в чужих руках, ты вынужден принимать эти правила, иначе – Смерть. Раш, трус, цепляющийся за свою жизнь любым доступным ему способом, без учета мнения других, моральных устоев, привыкший действовать согласно философии Макиавелли (цель оправдывает средства), сталкиваясь с человеком, придерживающимся точно таких же «моральных ценностей», в лице Кивы, полностью подчиняется, помогая врагу в обмен на продление Жизни. Раш в теле предателя сам становится таковым, давая Луcианам доступ к «Судьбе», т.е. отдавая им то, что ему дороже всего – корабль. Тем самым Раш предаёт не только Тау’ри и не столько экипаж, а сколько самого себя, свою мечту/страсть, цель Жизни, если хотите. И это ради того, чтобы просто остаться в живых. Он сознательно идёт на предательство и уничтожение смысла своей жизни ради собственно самой жизни, – дыхания, существования, тем самым морально опускаясь до уровня загнанного дикого зверя, жалкого и ничтожного. И своя шкура ему оказывается важнее, чем жизни членов экипажа, чем даже тайны «Судьбы» и Вселенной. Вот его настоящее лицо. Но я его не осуждаю, всё же единицы из миллионов в подобной ситуации поведут себя иначе. В конечном итоге я даже рад впервые увидеть его без маски, в чистом, кристаллическом виде, таким, какой он есть на самом деле.
Нападение наших на Икароподобную планету смотреть и вовсе невозможно. Действия Тау’ри во главе с Сэм – копия поведения Луcиан – нападение на врага без предупреждения, без жалости и, что главное, без особой цели! Как же низко пали и измельчали наши герои, которых мы так любили и уважали предыдущие 14 лет телевизионной части франшизы…
Икар 2 «уходит» в Небытие. Что называется «Сэм ЖЖОТ!»
Кива подтверждает свою приверженность достижению цели, несмотря ни на какие обстоятельства. Даже возможный взрыв планеты её не смущает, не останавливает, а даже наоборот – лишь подстёгивает и укрепляет её решимость. Гениальный Раш, открывший ей путь на «Судьбу», остается для неё ни человеком, ни личностью, а лишь средством, инструментом, куском мяса и подстраховкой. Кажется, даже рейфы с гоа’улдами имели больше Чести и выше ценили чужую жизнь. Хотя, Рашу не стоит обижаться и жаловаться, сам хорош и это расплата за аналогичное ей мировоззрение. Высокомерность, эгоизм, макиавеллизм и отсутствие хоть какой-то морали в действиях Кивы его шокируют и возмущают, но, что парадоксально, не самим своим фактом бытия (наличия), а тем, что они применены в отношении него. Он столько лет чувствовал себя единственным способным и имеющим моральное право на такое поведение, так сказать, неприкасаемым, что аналогичные действия другого человека в его адрес, морально убивают его.
Даже короткий диалог Илая и Хлои продолжает давить зрителя центральной моральной дилеммой серии. «Они высылают армию, – что ему остается?». Что называется, – без комментариев.
Далее – очередное разочарование в Сэм. Где же столь набившее в ЗВ-1 и ЗВА оскомину и доходящее до полного абсурда американское/голливудское/КЗВ-шное «Мы своих не бросаем», а? Где её героизм, её воля, её самопожертвование, к которым мы столь привыкли? Она действует словно обычная, тухлая штабная крыса, строго следуя инструкции, не рискуя, даже не пытаясь спасти пилотов, хотя бы дать им шанс на спасение. Честно, просто противно, отвратное зрелище. Правду говорят – нет ничего хуже для личности, чем разочарование в собственных героях/кумирах.
И наконец, ключевая сцена всей серии – решение о жизни и смерти. «Янг – слабак» – скажут одни. Другие отметят его высокую мораль и переосмысление ситуации и решения после разговора с Ти Джей. Кто-то посчитает его поступок сугубо прагматичным – нельзя убивать Раша, без него на «Судьбе» им не выжить. Плюс повторное спасение Дэвида. По мне так имеет место быть сразу 4 в 1. Янг, безусловно, не смог сделать то, что смог сделать в предыдущей серии Броуди. Отдать приказ сделать такое оказалось делом куда более лёгким, чем сделать это самому. Кива, как истинный прагматик, «возводит» словесный гроб слабости Янга при принятии решения: «Тогда им следовало это сделать…» Вот теперь у наших начинаются реальные проблемы – стрельба, ранения, пленные, жертвы, потеря контроля над кораблем. Вот цена решения Янга. Что страшнее – моральный груз 1 человека в виде гибели нескольких десятков врагов или вина за смерть нескольких членов экипажа и за то, что подверг риску смерти весь экипаж? Вопрос, как ни трудно догадаться, сугубо дискуссионный, если не вовсе риторический. Раш продолжает играть/быть сволочью, используя ситуацию для обвинения Янга в слабости и подрывая его авторитет как лидера – «Почему Вы не выпустили воздух?» У Янга нет ответа на этот вопрос. Он задал его самому себе уже сотни раз после произошедшего, но, увы, уже ничего не изменишь…
Янг не решается нажать кнопку откачки воздуха
— Это ошибка.
— Это демонстрация.
Вот во время этой сцены наконец-то начинаешь верить в исправление Тэлфорда. Играя на слабости Кивы – маниакальном вожделении цели – и, безусловно, в значительной степени рискуя своей собственной жизнью, спасает жизнь трем членам экипажа.
Кива готова убить ради демонстрации своей решимости
И снова Рэй… честно, просто бесит, грёбаный миротворец… у меня нет слов. Сладкий вкус гражданской власти как яд разъедает её, заставляя притворяться ангелом, затмевая разум и логику, вынуждая делать то, в чем она совершенно не разбирается и не имеет никакого опыта (например, переговоры с вражеской стороной). А главное то, что цена любой ошибки в её действиях – опять же жизни людей. И она, столь якобы высокоморальный человек, ради даже временной власти, безусловно, согласна на эту цену, хотя на словах и не приемлет никаких вынужденных жертв. Поражает бездействие Янга, неужели он не видит, что она не тот человек, она не справится! Вместо этого Янг кидается на Раша, прагматично рассуждающего о том, что в сложившейся ситуации жертвы неизбежны. Конечно, Раш перегибает палку, произнося монолог в классическом русле внеморальной логики макиавеллизма. Но Янг ведется даже на это, как будто не привык к подобному поведению Раша, будто не понимая, что тот его провоцирует, к тому же, в глубине души он сам осознает крайне вероятную неизбежность жертв. И вдруг Рэй снова строит из себя Судью и лидера и орёт на обоих, пытаясь показать, что она как бы посередине. И тут Раш снова напоминает нам о дилемме доверия предателю.
Очередная дилемма – спасение врага – на сей раз для Ти Джей. Какое ещё решение могло быть ею принято? Зная её характер – очевидно, что другого решения просто и не могло быть. Она – врач и она исполнит клятву Гиппократа, даже если пациент – враг. Соответственно, дилемма эта как раз не для Ти Джей (для неё это вообще не дилемма), а больше для нас, зрителей.
— Это мой лейтенант Варро. Спаси его!
И вот Янг отчитывается О’Ниллу. И наш генерал берет и оправдывает поступок Сэм. В этот момент мне хочется плюнуть в экран монитора. Честно. Это не тот Джек, который столько раз спасал наш мир от Неминуемого.
Янг продолжает верить Дэвиду и тот не подводит, делая свой «шаг». Все, кто не верил Тэлфдорду (во главе с Рэй и Рашем) тупо «умываются». Мораль сей басни такова – всепрощение как благодетель и вера в лучшее в людях – вот одни из признаков высокой морали и настоящие, традиционные духовные ценности. И у Янга они на лицо, в отличие от явно показного ангела Рэй. Про Раша и не говорю, и так всё понятно…
И на десерт – ещё раз дилемма о помощи врагу – мед.препараты в качестве акта доброй воли. Рэй – на удивление смехотворно наивна в своих взглядах на жесты доброй воли. Как-то не типично для неё, любящей притворяться ангелом расчётливой стерве. Раш же – конченная сволочь со взглядами прожжённого дипломата. И Янг, на удивление, согласный с Рашем. Неужели их мнения совпали? Это просто магия какая-то…
- Эпизод был показан в эфире украинского телеканала К1 раньше, чем в США или Канаде!
- В самом начале серии мы видим смерть и возвращение к жизни Дэвида как средство борьбы с гоа’улдовской технологией промывкой мозгов. Ранее то же самое мы могли видеть в серии ЗВ-1 «На пороге», где через аналогичное прошёл Тил’к.
- Это единственный эпизод ЗВВ, где упоминается игра «World of Warcraft». WOW был также упомнят в 2 сериях ЗВА.
- В этой серии представлена вторая удачная попытка набора адреса «Судьбы». Притом, как и в первый раз (в серии «Воздух, ч.1-2»), набор закончился уничтожением планеты.
- «Вторжение» изначально планировался как одиночный эпизод. Но во время написания сценария, Джо Маллоцци осознал, что он будет слишком длинным. Серию было решено разбить аж на три, но в результате ряда редакций в конечном варианте получилось два эпизода.
- Эта серия стала последней (надеемся лишь на данный момент) серией вселенной «Звездных Врат» для Ричарда Дина Андерсона, Аманды Тэппинг и Майкла Шэнкса.
- Актёр Кёрби Морроу появляется в этой серии в роли капитана Дэйва Кляйнмана, которого он ранее сыграл в ряде эпизодов «Атлантиды».
- Актёр Конан Грэм (Калвос) ранее сыграл эпизодические роли в ЗВ-1 и ЗВА.
- Актриса Патрисия Каллен (Ученая Луcианка) ранее сыграла Асуранку в ЗВА.
- Во время набора врат «Судьбы» Луcианами, шеврон 1 загорается дважды.
- Даже если луч асгардов не мог перенести Раша на борт «Джорджа Хэммонда» из-за щитов пирамиды, пилоты истребителей легко должны были быть перенесены из кабин своих самолётов.
С тезисом насчет Телфорда так же хочется поспорить, ибо к этому моменту он раздражает не меньше, а то и больше Раша. Особенно, после событий в эпизоде "Земля". Рэй раздражает, тут я согласна.
Кстати, хотелось бы больше про Киву увидеть мыслей обзорщика. Ибо этот персонаж, ну, просто гимн современному состоянию общества - чтобы женщина была успешной, она должна быть беспринципной стервой, готовой в любой момент уничтожить неугодного. Рона Митра специализируется на ролях с концептом "Сильная женщина в беспринципном бизнесе/беспринципных обстоятельствах". Кива именно такая.
МИНИ-ЧАТ:)
· Не ругайся и не оскорбляй
· Не злоупотребляй смайликами · Не рекламируй другие сайты (c) Администрация
|
ГОЛОСОВАНИЕ
|
ON-LINE
Онлайн всего: 13 Гостей: 13 Пользователей: 0
|
Форма входа
|
Новые сообщения на форуме
|
|
Не, написано хорошо, к автору претензий нет. Просто это очередная серия ЗВВ: жестокого, там где не надо - философия, и очередное право выбора между жизнью и смертью... Не для всякого мозга такое подойдёт, по крайней мере не для моего))