Древние Начинается сериал с того, что происходит «несколько миллионов лет назад». Далее, по словам доктора Джексона, «несколько» превращается в пять-десять миллионов лет - срок, когда Древние покидают Землю на Атлантисе, оставляя там «боевое кресло» со снарядами и Врата, и прилетают в Пегас.
Жизнь в этой галактике Древние считали невозможной, но им удалось заселить её. «Жизнь начала успешно развиваться», как сообщает голограмма. Затем этой новой жизни Древние начали предлагать «знания и дружбу». Примечательно, что все человеческие сообщества Пегаса о Древних знают, а многие считают их предками. То есть, сначала атлантийцы обеспечили на планетах Пегаса развитие разумной жизни (как именно – не сообщается), а затем начали что-то «предлагать». Судя по тому, что большинство миров галактики представляют собой, в лучшем случае, прединдустриальные общества, предлагали Древние немного. Рейфы впоследствии лишь стараются не допустить технического развития этих сообществ. Правда, на каждой из населённых планет имеются Врата, установить которые могли только Древние. А на одной из планет даже есть «боевое кресло».
Затем голограмма начинает разговор о каком-то «тёмном мире», где обитал коварный и сильный враг, который и начал захват галактики. Как они попали в этот мир, и что он собой представлял – голограмма скромно умолчала.
Жук с Иратуса
В эпизоде «38 минут» на Шеппарда нападает жук (названный впоследствии Иратусом).
Первой идею о связи рейфов с жуками высказала Тейла, затем её идею поддержал МакКей, утверждая не просто связь, а прямое происхождение рейфов от жуков, и после них эту версию принял доктор Беккет. Причём, не имея тому никаких подтверждений, кроме мнения членов команды Шеппарда. Всё основывалось на том, что жук вёл себя «как рейф» и обладал мощной регенерацией. Однако, если разобраться детально, ничего общего в процессе «кормления» жука и рейфов нет. Разве что сам процесс регенерации, за счёт получения питательных веществ от «донора» (технически это есть у любого биологического вида, но в разных масштабах) и болезненности «укуса».
Во-первых, никаких видимых изменений во внешности Шеппарда не произошло. Он даже не побледнел. Мог общаться с членами команды и сил не терял, просто не мог двигаться. К тому же, не подтвердил предположений о том, что жук высасывает из него жизненные силы. Только лишь сообщил, что сначала почувствовал боль, а потом онемение.
Во-вторых, у самого жука проявилось интересное смешение способа кормления кровососущих животных и ядовитых змей. При укусе «донор» чувствует сильную боль. Учитывая, что в месте, куда впился жук, проходит сосудисто-нервный пучок – боль не является чем-то необыкновенным. Тело жука (мягкая часть) постепенно увеличивается, но Шеппард никак не меняется внешне и не ощущает убыли силы. Если обратить внимание опять-таки на место укуса – жук присосался к одному из самых доступных и крупных сосудов шеи (плюс наличие крови в месте укуса). То есть, скорее всего, высасывает он не «жизнь», как рассуждают Тейла и Маккей, а кровь. И очень немного. Вскоре после укуса Шеппард пожаловался на снижение чувствительности, а затем и на невозможность двигаться. Получается, что жук, при укусе впрыскивает в тело «донора» яд, обладающий нервно-паралитическим действием. Причём, яд довольно слабый и «медленный». Это доказывается тем, что Шеппард укушен в очень опасное место. Например, если бы его укусила в шею кобра (у неё тоже нервно-паралитический яд), то славный майор не дожил бы до спасения джампера, у него бы очень скоро произошла остановка дыхания и сердца. А он сидит себе спокойно с жуком на шее, сердцебиение нормальное, дыхание тоже. И его даже пришлось «отключать» с помощью дефибриллятора, чтобы отлепить жука. И впоследствии Шеппарду даже не понадобилось вводить какую-нибудь сыворотку для нейтрализации яда. Он очень быстро оправился после укуса.
У рейфов совсем другие отношения с «донором».
Ещё вызывает некоторое недоумение тот факт, что перед тем, как на Шеппарда напал жук, последний висел на паутине. Её размеры и толщина говорят о том, что человек в такую ловушку точно не попадётся. Она явно сплетена для жертвы значительно меньшего размера. А Шеппард просто «налетел» на жука, убегая от рейфов.
Серия «Непокорный».
В этой серии сценаристы решили подтвердить версию тесной взаимосвязи рейфов с жуками. На корабле много липкой паутины (сплетённой неизвестно кем). Непокорный, взявший второго человека «про запас», очень оперативно обмотал того паутиной, но процесса нам не показали. Вероятно, подразумевалось, что Непокорный – это такой специфический рейф-паук. Например, на улье в первых двух сериях (и в последующих после «Непокорного») мы ничего подобного в интерьерах не наблюдаем. Коконы для людей ни разу не паутиновые.
Только в этой серии было показано, что частичное кормление рейфа может обездвижить «донора» так же, как и после укуса жука. Однако в серии «Точка соприкосновения» с Шеппардом после «укуса» рейфа ничего подобного не происходит. Шеппард мечется по камере как ни в чём ни бывало. И это учитывая то, что Тодд на тот момент был очень голодным, а рейф из серии «Непокорный» недавно покормившимся. Тем не менее, после его «укуса» человек был в весьма плачевном состоянии по сравнению с Шеппардом. Можно, конечно, что-то списать на индивидуальные способности людей, но настолько разное воздействие вызывает некоторые сомнения. Возможно, просто очередной ляп сценаристов. Также впоследствии обнаруживается, что в процессе кормления рейфы впрыскивают в тело «донора» некий фермент, который не даёт быстро умереть, может вызвать привыкание, и действует как энерготоник и наркотик «в одном флаконе». Ни о какой парализации речи уже нет. В те же коконы людей доставляют оглушёнными из станнеров, а не «надкушенными» и «парализованными ядом».
В серии «Дар» новые атлантийцы опровергают то, что говорила им голограмма. После обнаружения лаборатории рейфов и знакомства с их алфавитом, они сначала приходят к выводу, что рейфы начали бурно развиваться после прихода Древних в Пегас, а затем уверяются в том, что рейфы вообще как вид появились благодаря Древним. Правда, почему-то решают, что это произошло «случайно» или «по халатности». Примечательно ещё, что когда Древние прибыли на Атлантис и выставли землян, им также высказан был упрёк в том, что они виноваты в появлении рейфов в Пегасе. Командирша корабля упрёк приняла и ничего не возразила.
Интересно, что сами атлантийцы уже давно манипулируют с генами и установили, что и в лаборатории рейфов всаживали людям гены, но мысль о том, что Древние тоже могли баловаться генной инженерией в голову им не приходит.
Здесь же Беккет уверенно заявляет, что у рейфов в хромосомном наборе доминируют гены жука. Заявление делается практически «на голубом глазу», поскольку никаких доказательств этому у Беккета нет. Мало того, если бы была доминанта жука, то рейфы выглядели бы как монстры Майкла (его первый эксперимент в серии «Месть»), но не были бы похожими внешне на людей.
Серии «Инстинкт» и «Превращение».
В этих сериях добавляется информация. Ретро-вирус, созданный доктором Беккетом, даёт обратный эффект и превращает Эллию с Шеппардом в жуков. Что является доказательством взаимосвязи генов жуков и рейфов, однако не доказывает, что раса рейфов возникла сама по себе. Впрочем, и с жуками тоже не всё ясно. Интересный момент был в «Превращении», когда Беккет, изобретая способ помочь Шеппарду очень уверенно заявляет, что в ДНК жуков имеется «встроенный» человеческий компонент, который не даст организму возможности отторгнуть препарат, сделанный из яиц жуков. При этом у Беккета нет ещё ни одного (!) анализа, подтверждающего его версию. За жуками экспедиция отправляется только в этой серии. Однако в той же серии атлантийцы энергично штудируют записи Древних на счёт Иратуса, поэтому вполне вероятно, что информацию Беккет получил именно оттуда. Но это, опять же, не доказывает «природного» происхождения рейфов, это доказывает лишь то, что Древние изучали жуков с Иратуса, или (что более вероятно, на мой взгляд) – не просто изучали, но и баловались с их генами. Поскольку жуки весьма странные. Плетут паутину, сочетают кровососущий способ питания с ядом нервно-паралитического действия, обладают невероятной силы регенерацией и живут сообществом, как муравьи или пчёлы. Таких «жуков» в природе днём с огнём поискать – не найдёшь.
И отдельно хочу выделить вопрос о глазах рейфов. Вертикальные зрачки в природе встречаются только у рептилий и у мелких представителей семейства кошачьих (у всех крупных кошек – зрачки круглые) и у некоторых видов птиц и рыб. В серии «Превращение» глаза у Шеппарда становятся рейфийскими, то есть, жёлтыми с вертикальным зрачком. Это явное действие рейфийской ДНК, а не «жуковой». Поскольку у жуков глаза фасеточные, так что получить от них щелевидный зрачок рейфы никак не могли. И получается, что не только гены жука с Иратуса должны присутствовать в их хромосомном наборе.
Вот и выходит, что «версия доктора Беккета» всего лишь версия происхождения рейфов, но никак не последний «вердикт». ИМХО, маловато у неё оснований.